Статистика |
Онлайн всего: 5 Гостей: 5 Пользователей: 0 |
|
 | |  |
 | Главная » 2014 » Май » 31 » Стресс смещение фокуса. Зулкарнеев Владимир Петрович
|
Стресс смещение фокуса. Зулкарнеев Владимир Петрович
|

Динамика трансцендентного развития индивидов
как фактор социогенеза
Автор: Зулкарнеев Владимир Петрович
Попытки разобраться в том, "что такое есть человек" и "что такое есть человечество", предпринимаются людьми с древнейших времён и до наших дней. Придуманы различные классификации индивидов, написаны тысячи книг по психологии, социологии и прочим гуманитарным наукам, но целостного понимания сути как не было, так и нет. Почему множество книг, например по психологии общения, содержат в себе вполне работающие методики, но, в тоже время, часто противоречат друг другу? Почему два человека, полностью схожие по результатам психологического тестирования, в одинаковой ситуации ведут себя по-разному, и наоборот, совершенно разные люди в той же ситуации могут быть очень похожими? Почему даже суперсовременные психотехники типа НЛП обладают ограниченными возможностями, действуя далеко не на всех и далеко не так, как хотелось бы авторам?
Современная наука не может ответить на многочисленные вопросы, задаваемые повседневной жизнью: почему два человека начинали работать вместе, а через год один уже зам. директора, а второй по-прежнему менеджер по продажам, хотя второй гораздо умнее и эрудированнее первого? Почему успешный бизнесмен всё бросает и с головой окунается в богоискательство? Почему умница, отличница студентка вдруг ударяется во все тяжкие? Почему хулиган и двоечник становится миллионером, а гордость класса - бродягой? Проблема в том, что все существующие психологические методики работают с внешними проявлениями человеческого "Я", практически никак не затрагивая глубинные слои.
Теория и модель социогенеза Владимира Зулкарнеева позволяет восполнить многие пробелы в понимании как конкретного индивида, так и социума в целом. Для объяснения видимых феноменов был применён "метод чёрного ящика" и введено понятие "души". Выяснилось, что важнейшую роль в жизни человека и общества играет динамика развития этой самой "души".
2. Общие положения теории социогенеза
Де-факто общество состоит из четырёх классов индивидов: "Рабочие" (ЭПМ, "Этап Познания Мира"), "Торговцы" (ЭА, "Этап Анализа"), "Правители" (ЭС, "Этап Синтеза") и "Мыслители" (ЭДМ, "Этап Делания Мира"). Каждый слой людей работает с нижележащей материей-энергией-информацией, перерабатывает её в свой продукт и экспортирует основную массу вверх, много по сторонам и чуть-чуть вниз. Поясню. Люди ЭПМ работают с природой. Вырабатывают из неё продукт, пригодный к непосредственному употреблению. Это еда, утварь, услуги и т. д. На следующем Этапе Анализа (ЭА) люди из готовых продуктов вырабатывают деньги. Они превращают материальный продукт в нечто эфемерное, но могущественное. Точно так же они экспортируют основную массу денег вверх, поменьше распределяется в своём слое и немножко отправляется вниз. Следующий Этап Синтеза (ЭС) объединяет в себе харизматичных правителей. Их продуктом является власть. Свой продукт они также отправляют вниз в виде законов и вбок в виде конкурентной среды. Они выступают эмитентами денежной массы, создают законы для всего общества. А вот вверх им отправлять власть некуда, ибо нет ещё слоя ЭДМ. Он только формируется. (рис. 1)
Люди на каждом из Этапов имеют свои системные требования к обществу, оплачивают эти требования своим трудом и если их что-то не устраивает, то борются за свои права как умеют и могут. Общественный уклад, как правило, удовлетворяет потребности основной массы индивидов. Но, по мере развития, всё больше и больше людей вырастают из предложенных правил. В обществе накапливается напряжение, в крайних случаях выливающееся в революции.

Вот как можно проиллюстрировать эволюцию личностей и эволюцию души (рис. 2 и 3):

 рис. 2 рис. 3
Цветные линии - сводная характеристика дееспособности человека. Когда уровень развития души достигает "точки роста", начинается период достижения новых высот. Это можно сравнить с тем, как происходит игра в компьютерные "стрелялки-ходилки": Допустим, некий игрок получил талончики на игру. Причём время игры ограничено и записываться нельзя. Сначала игрок знакомится с виртуальным миром и со "своим телом". Медленно продвигается вперёд. После окончания времени ("смерти"), ему придётся всё начинать заново. Но уже знакомый участок пути он пробежит быстро, а затем начнётся опять медленное движение вперёд. В реальной жизни очень показателен пример юных гениев: Такой ребёнок может в 2 года научиться читать, в 12 - закончить школу и поступить в ВУЗ, но постепенно скорость роста замедляется, в 25 он уже ненамного выше своих сверстников, а в 40 может и вовсе слиться с окружением.
На третьем рисунке показана эволюция души. Чётко видно, что на уровне ЭПМ идёт медленный рост. КПД жизни довольно низок. Но постепенно уровень повышается и повышается КПД жизни. Уже на уровне ЭА может быть явный и быстрый рост, когда человек может начать своё дело в качестве "челнока", а закончить уже владельцем холдинга. А вот на уровне ЭДМ КПД жизни опять снижается, так как уходит много времени на прохождение уже известного маршрута.
Рассмотрим подробнее характеристики индивидов на разных Этапах развития. Но прежде нужно пояснить, что прохождение каждого Этапа идёт по уровням "Ученик", "Профессионал", "Мастер - Наставник". Итого 12 уровней - 4 Этапа по три уровня в каждом (рис. 4).
 рис. 4
Начнём с первого этапа (ЭПМ - Этап Познания Мира). Это молодые души, только-только приступившие к знакомству с Миром. На ЭПМ первого уровня, это крестьяне и пролетариат, иными словами - грубая рабочая сила. Их задача - только привыкать к миру. Но зато они идеально работают на конвейере, отлично выполняют тяжёлые, монотонные операции и могут проработать на одном месте всю жизнь. Они опасаются всего нового и незнакомого. Им присуще разделение всего спектра мира на чёрное и белое. Все люди для них либо хорошие, либо плохие. Они одновременно очень доверчивы, и очень подозрительны. Но именно люди ЭПМ, особенно первого уровня, способны по-настоящему любить и преданно дружить. Они искренни в своих чувствах и почти неспособны лгать.
Люди ЭПМ второго и третьего уровня становятся умелыми ремесленниками. У них появляется особенная, суконная житейская хитреца и мудрость. На ЭПМ второго уровня они в полной мере обладают возможностью прикладной работы. Это они - мастера-"золотые руки". Многим доступно мелкое изобретательство. На третьем уровне у них появляются задатки будущих "Торговцев" (людей ЭА): Они уже неплохо научились разбираться в людях, умеют командовать небольшим коллективом работяг. В современном Мире это фермеры, "ИЧП", мелкие торговцы и даже офицеры. У многих людей ЭПМ довольно развитый интеллект, что позволяет им быть эрудированными и начитанными, лихо разгадывать кроссворды и понимать (на своём уровне) умные книги. Кстати, уровень интеллекта почти не зависит от Этапа развития.
Тут довольно сложный момент для понимания: интеллект, это способность к логическому, дифференциальному мышлению, а разум позволяет человеку мыслить интегрально, осознавая целые пласты Истины. Соответственно, чем выше уровень развития человека, тем более глобально и интегрально он мыслит. Поэтому, например, генерал (ЭС) может разрабатывать стратегические планы, при этом ничего не соображая в особенностях стрельбы подкалиберным снарядом в условиях порывистого ветра (с чем с успехом справляется артиллерист на ЭПМ второго уровня).
"Торговцы" - люди второго Этапа развития, Анализа (ЭА). Они уже хорошо разбираются в основных правилах земной жизни. Они всегда интеллектуальные и расчётливые. Они обожают эксперименты с людьми: они могут умело обмануть простодушных работяг, активно ищут поддержки у старших ЭА, побаиваются "Правителей" (ЭС - Этап Синтеза) и совсем не понимают людей ЭДМ (Этап Делания Мира). Это торговцы и предприниматели, прикладные учёные и оперативники УгРо, менеджеры и офицеры, практикующие врачи и большинство учителей. Они же составляют большинство чиновников среднего звена. В зависимости от того, на каком уровне они находятся, их понимание реальной жизни становится глубже.
Люди ЭА активно и быстро развиваются, но если присутствуют стимулы: классические "кнут и пряник". Кнут - неудовлетворённость жизнью, пряник - приобретение материальных благ. Деньги для них являются пределом мечтаний, так как они нейтрализуют кнут, а пряник вообще становится необъятных размеров. Люди ЭА уже могут позволить себе эксперименты типа "А что мне можно и что мне за это будет". Это необходимое условие для личностного роста. Но отсутствие воспитания, личной совести и духовного управления приводит к плачевным результатам. Интеллигентность они воспринимают как слабость, альтруизм - как дурость.
Сегодняшний мир - это мир ЭА. Именно на этом Этапе сейчас находится основная масса населения Земли. С этим связано очень много проблем: это повсеместный упадок духовности, это постоянное сокращение грубой рабочей силы (попробуйте заставить человека ЭА работать ручками на заводе!), наконец, это превращение планеты в мусорную свалку и катастрофическое истощение её ресурсов. Если с помощью прямолинейных, строго-логичных, "цифровых" законов ещё можно худо-бедно управлять людьми ЭПМ, то ЭА с успехом их обходят. Люди ЭА редко серьёзно задумываются о Боге, о смысле жизни, о своём духовном развитии. Хотя они с удовольствием рассуждают о религии, развлекаются эзотерикой и магией. Но это для них больше модное хобби, чем настоящий труд.
На следующем этапе развития люди становятся подлинными властителями этого Мира. Они - "Правители", люди Этапа Синтеза, с мощной харизмой и стратегическим мышлением. Они способны видеть множество внешне разрозненных деталей как совокупность единого процесса. Эмоции "Правители" считают помехой разуму. Ведь разум для них - прежде всего холодный интеллект. Деньги для них уже не цель, но средство достижения цели. Люди ЭС умеют управлять людьми ЭПМ и ЭА, но с трудом могут сотрудничать с равными себе. Почему? Потому что каждый "Правитель" - исключительный индивидуалист, стратег со своим видением мира, со своими планами обустройства этого мира. А, как известно, на одном поле и на одной стороне не может быть двух стратегов. На первом уровне человек только учится быть правителем. На втором уровне пика своей силы достигает харизма, и именно она позволяет "Правителям" - политикам вести за собой толпы избирателей, а директорам управлять коллективом буквально движением бровей. На третьем уровне "Правители" начинают возвращаться к духовному самосознанию. У них ослабляется агрессивная властная харизма. Они начинают задумываться о судьбах мира. Это и высшие религиозные деятели, и создатели всяческих политических институтов, фондов и центров, изучающих цивилизацию и дающих рекомендации властям. У большинства возможность реальной "мирской" власти уже сильно снижена, но ещё сохраняется. Люди ЭС этого уровня ещё могут себя реализовать в качестве крупных учёных, политологов и философов. Они постоянно тусуются на многочисленных симпозиумах и конференциях, учась слышать друг друга и добиваясь своего признания.
И вот человек достигает Этапа Делания Мира. На первом уровне он уже может видеть всю тщету и пагубность работы многих "Правителей", ограниченность людей ЭА и наивность людей ЭПМ. Но у него уже полностью атрофировалась "мирская" властная харизма, а духовная ещё не сформировалась. Поэтому он практически полностью утратил возможность влиять на власть. Он действительно многое понимает, но в первую очередь он открывает себя. И именно эта работа для него самая главная. Если у начинающих людей ЭПМ присутствует рефлекторная духовность, то человек ЭДМ начинает обретать свою собственную, осознанную духовность. Если на ЭПМ в качестве мерила правильности поступков выступает совесть, то на ЭДМ - осознание. Людей ЭДМ второго уровня ещё очень мало, а третьего, по-видимому, нет вообще.
Подытоживая вышесказанное, можно сравнить человечество с обычной общеобразовательной школой, где ЭПМ-1 это первоклассники, а ЭДМ-3 - выпускники. Теперь должно быть понятно, что, классифицируя человека только по психотипу, нельзя дать его полную характеристику, ведь первоклассник может быть сангвиником, холериком, экстра- или интровертом, но он, прежде всего, остаётся первоклассником. Точно также становится понятным и ответ на вопрос, чем умный пятиклассник (ЭА-2) отличается от недалёкого восьмиклассника (ЭС-2).
3. Системные требования слоёв
Люди разных Этапов Развития имеют различные интересы, предъявляют миру свои системные требования, по-разному их оплачивают и по-разному же выражают протест, если их требования не выполняются (рис. 5).

3.1 Системные требования слоя ЭПМ
Духовность. Люди ЭПМ имеют врождённую духовность, совесть, справедливость. Они способны искренне дружить и беззаветно любить. Они интуитивно различают "добро" и "зло". Только они способны истово верить в Бога, не требуя каких-либо доказательств. Поэтому они ждут, что мир должен быть добрым и справедливым, что зло всегда должно быть наказано. Современный мир они считают погрязшим в грехах и верят, что рано или поздно Бог положит этому конец и "всем воздастся по делам их". Религиозные воззрения людей ЭПМ могут быть самыми разными. Плохо то, что их очень легко можно обмануть и втянуть в секты. Совершая преступление, человек ЭПМ прекрасно осознаёт, что творит зло и пытается найти себе оправдание (грабь награбленное).
На первом уровне духовность максимальна и во многом определяет поведение человека. На втором уровне она также сильна, но уже не она определяет поведение, а профессионализм, работа человека. На третьем уровне духовность существенно ослабляется и уступает место прагматизму.
Хорошая власть. Буквально на инстинктивном уровне у людей ЭПМ заложено отношение к власти, как к данности свыше. Поэтому они ждут, что начальство должно быть добрым и справедливым. Кредит доверия необычайно высок, и иссякает только тогда, когда либо "Правитель" неоднократно совершает нечто совсем уж непотребное, либо появляется другой, более "хороший" "Правитель", перехватывающий власть.
На первом уровне человек максимально зависит от власти, как младенец зависит от родителей. На втором уровне человек уже может критиковать власть, на третьем же он ещё зависит от власти, но делает попытки стать самостоятельным.
Стабильность, предсказуемость жизни. Люди ЭПМ с опаской, настороженно относятся ко всему новому. Будь это изменение жизненных обстоятельств или технические новинки. Также они должны быть уверены в завтрашнем дне. Крупные покупки они предпочитают совершать, накопив нужную сумму, и не понимают сути кредитов. Идеальная ситуация для них, это когда цены остаются стабильными годами, чтобы можно было копить деньги и планировать покупки на годы вперёд.
На первом уровне это выражено максимально сильно, даже гротескно. На втором этот пункт является более сбалансированным, человек, опасаясь новизны, всё же может принять её после того, как убедится в полезности. На третьем уровне человек этот пункт ослабляется, хотя и сохраняет влияние на человека.
Любовь, семья, дети. Семья для людей ЭПМ - святое. Они воспринимают себя и семью как единое целое. Даже когда брак несчастливый, они всеми силами стараются его сохранить. Отношение к родственникам, даже к самым дальним, также очень трепетное.
На ЭПМ-1 также максимально сильно, даже фанатично выражено отношение к родственникам. На ЭПМ-2 этот пункт сбалансирован, на ЭПМ-3 ослаблен.
Работа. Люди ЭПМ не могут представить себя без физической работы, им нравится что-то делать своими руками. Они гордятся профессиональными достижениями. Часто они могут трудиться на голом энтузиазме. Всегда трепетно относятся к поощрениям и наказаниям, главное, чтобы всё было справедливо. Устройство на работу или увольнение, это для них всегда сильнейший стресс, поэтому могут всю жизнь проработать на одном месте. Сами увольняются чаще всего из-за невыносимых условий, самодурства начальника, вопиющей несправедливости. Даже если им предлагают новую работу с гораздо более выгодными условиями, то долго думают и могут отказаться, если чувствуют себя комфортно в коллективе и начальство их ценит.
Деньги. К деньгам люди ЭПМ относятся только как к эквиваленту вложенного труда. Деньги для них, прежде всего, это заработная плата и средство существования.
Здесь и в дальнейшем приведены только некоторые пункты. Желательно, чтобы слушатели добавили ещё несколько самостоятельно. Это позволит более полно понять тему. Кроме того, необходимо учитывать, что приводятся некие усреднённые характеристики, но есть ведь и маргиналы, и различные девиации поведения, обусловленные культурной средой. Также характеристики незначительно меняются в зависимости от уровня Этапа.
3.2 Оплата системных требований слоем ЭПМ
Работа. Описание см. выше. В идеале работа, это и потребность человека ЭПМ, и средство существования, и общественно полезная функция.
Моральная и физическая поддержка достойных "Правителей". Если в глазах людей ЭПМ начальник хороший, правильный, то они будут его поддерживать в различных начинаниях, как энтузиазмом, работая не из-за денег, так и физической силой в борьбе с врагами.
3.3 Противодействия слоя ЭПМ
Отказ работать, саботаж. Как правило, к забастовкам и другим акциям протеста людей ЭПМ могут сподвигнуть яркие лидеры, убедившие народ в своей правоте. Также могут быть и спонтанные протесты, вызванные невыносимыми условиями работы и жизни. В этом случае мирные протесты, не приводящие к нужным результатам, могут стихийно перерасти в бунт.
Бунт, мятеж. Бунт - это неорганизованное восстание людей ЭПМ, обычно кратковременное, но разрушительное. Заканчивается либо после силового подавления, либо после устранения раздражающего фактора. Мятеж - организованное восстание, ставящее своей целью смену власти. Мятеж невозможен без участия харизматичных людей ЭС.
3.4 Системные требования слоя ЭА
Свобода. Наиболее близкая аналогия, это жажда свободы детьми переходного возраста, когда они стремятся освободиться от мелочной опеки родителей. Свобода слова, свобода выбора что купить и как себя вести - вот то, что им нужно. Оборотная сторона такой "свободы", это правовой нигилизм и несоблюдение морально-этических норм даже вопреки здравому смыслу.
Возможность участвовать во власти. Людей ЭА привлекает власть, и они хотят участвовать в ней, но, при этом, им не интересны ни системный анализ решений, ни стратегическое планирование. Т. е. их интересует внешняя, яркая сторона управления.
Постоянное стремление к новизне. Люди ЭА не выносят статики. Это выражается во всём: им постоянно нужны новые вещи, необычные гаджеты, динамичная жизнь. Очень ярко эта черта видна в рекламе - "NEW! Инновация!! Ещё более сильные энзимы!!!" и т. д.
Эмоциональность. На смену врождённой духовности людей ЭПМ, на Этапе Анализа приходит эмоциональность. Дружба заменяется лёгкими, приятельскими отношениями. Сострадание выражается внешними, яркими, но не долгими эмоциями, не несущими помощи. Например, сейчас модно жалеть кошечек и собачек, писать слезливые посты в блогах и на форумах, но очень редко человек ЭА заберёт с улицы искалеченного пса или опаршивевшего котёнка или даст деньги на организацию приютов для брошенных животных. Потребность в эмоциональности жизни удовлетворяют СМИ, интернет и "гламурные тусовки".
Дискурс. Люди ЭА не могут жить без общения. Им крайне нужна возможность выговориться, обсудить что-то, проявить себя в обществе. Ток-шоу - один из самых любимых ими жанров телепередач.
Деньги. К деньгам люди ЭА относятся с большим почтением. Для них это самостоятельная ценность. Деньги они предпочитают не зарабатывать, производя продукцию своими руками, а получать, работая в непроизводственной сфере.
3.5 Оплата системных требований слоем ЭА
Деньги. Деньги - основной продукт слоя ЭА, обеспечивающий существование потребительской системы. Если люди ЭПМ годами копят деньги на крупные покупки, на наследство детям, выводя их из оборота, то люди ЭА постоянными покупками и тратами на развлечения стимулируют развитие всех интересных им сфер цивилизации. При этом безжалостно истощая ресурсы планеты, и не обращая внимания на перспективы такого безудержного потребительства.
Эмоциональная поддержка. Люди ЭА всегда готовы поддержать интересные им кампании эмоциональной реакцией в интернете и СМИ, flash-мобами и демонстрациями.
Дискурс. Люди ЭА создают площадки обмена мнениями как в реальной жизни, так и в СМИ и в интернете.
3.6 Противодействия слоя ЭА
Эмоциональное шельмование. Также как и поддержка, осуществляется реакцией в СМИ и интернете, flash-мобами и демонстрациями.
Общественные беспорядки, основанные на эмоциях. Люди ЭА легко поддаются на эмоциональные провокации и могут устраивать масштабные беспорядки без оглядки на здравый смысл и логику. Достаточно грамотно раздуть в СМИ какой-либо повод, как толпа готова разнести всё вокруг. Поводом может быть всё, что угодно - от убийства человека до неосторожного высказывания политика. Силовое подавление редко помогает, так как у людей ЭА нет никакого почтения к властям и законам. Как правило, беспорядки утихают сами собой, когда тема надоедает.
3.7 Системные требования слоя ЭС
Возможность ответственного правления. Люди Этапа Синтеза выстраивают свою систему, обеспечивают её устойчивость и несут за это ответственность, как перед собой, так и перед подчинёнными. Ответственность - неотъемлемое качество "Правителей", но в современном мире она размыта законами, коррупцией и властью денег. Поэтому люди ЭС и рады бы принять на себя всю полноту ответственности, но не могут.
Управляемость общества. Этот пункт тесно связан с предыдущим. Начальник должен быть уверен, что его распоряжения будут должным образом исполнены.
Стабильность, предсказуемость. Люди ЭС - прирождённые стратеги и методологи, с более или менее выраженным системным мышлением. Они способны вырабатывать и реализовывать стратегические планы, но только в том случае, если есть опорные точки для анализа и предсказуемые последствия определённых действий. В современном же мире очень многое зависит от эмоций основной массы населения. А это очень зыбкая почва. Невозможно просчитать, почему одни и те же решения в одном случае срабатывают, а в другом вызывают отторжение.
Инновации, дающие конкурентные преимущества. Любой "Правитель" вынужден жить в конкурентной среде и, чтобы быть успешным, должен быть быстрее, выше и сильнее. Поэтому для них крайне важно иметь нечто, дающее преимущество при прочих равных условиях. Однако, нужная им инновация должна, прежде всего, качественно улучшать их положение, но ни в коем случае не разрушая. Например изобретатель "летающей тарелки" не найдёт понимания у директора автомобильного завода, так как для выпуска новой продукции нужно будет разрушить имеющееся производство, потратить много времени и средств, да ещё и без гарантий успеха. А в это время конкуренты с радостью займут освободившееся пространство. Зато изобретатель более лёгкого, прочного и дешевого колеса будет принят с распростёртыми объятиями.
3.8 Оплата системных требований слоем ЭС
Деньги. Для слоя ЭС деньги - средство реализации своих планов и самой власти. Правительства осуществляют эмиссию денежной массы и определяют правила её использования.
Законы. Руководство всегда осуществляется при помощи общих, признаваемых всеми правил и законов. К сожалению, строго логичные законы далеко не всегда способны справится со своими задачами в эмоциональном мире.
Административный ресурс. Начальник может своим приказом заставить построенную им систему выполнять не свойственные ей, но нужные обществу функции. Например организовать "субботник".
3.9 Противодействия слоя ЭС
Административное давление. Правители могут бороться с негативными процессами в обществе, создавая законы, нормы и правила, и обеспечивая их выполнение, как с помощью бюрократии, так и с помощью созданных силовых структур.
Силовое давление. При необходимости люди ЭС могут создавать законные или нет, а то и вовсе маргинальные боевые группы.
Создание оппозиции. Люди ЭС могут создавать оппозиционные партии и движения как для борьбы с официальными властями, так и для реализации своих планов. Например, создание оппозиционной партии позволяет лоббировать свои интересы, не ставя перед собой цель смены власти.
3.10 Системные требования слоя ЭДМ
Необходимо пояснить, что слоя ЭДМ, как такового, пока нет. Он ещё формируется. Поэтому более правильно будет говорить не о слое, а о людях ЭДМ.
Отсутствие бытовых, материальных проблем. Для людей Этапа Делания Мира обычная, "мирская" жизнь очень тяжела. Их напрягает необходимость работать ради существования, подчиняться ненужным им требованиям. Они будут вполне удовлетворены скромными условиями жизни, чтобы решать свои задачи, не отвлекаясь на бытовые проблемы.
Возможность Делания Мира. Для "Мыслителя", прежде всего, важна возможность самореализации. Если наработки человека ЭДМ совпадают с явными нуждами общества, то тогда он получает возможность реализовать свои идеи. Но гораздо чаще он решает проблемы, которые общество ещё даже не осознаёт. В этом случае он остаётся непонятым, и вынужден либо работать на перспективу, надеясь, что эта работа пригодится в будущем, либо пытаться преодолеть косность устоявшейся системы.
3.11 Оплата системных требований слоем ЭДМ
Разработка идеологии. Когда общество в своём развитии заходит в тупик и нуждается в переходе на качественно новый уровень, оно вступает в период системного кризиса. Деструктивные процессы нарастают, система "идёт вразнос". "Правители" пытаются решать возникающие проблемы старыми, проверенными методами, но они уже не срабатывают. В этом случае только люди ЭДМ способны показать выход и разработать принципиально новую идеологию, дающую возможность построения новой системы.
Идеологическая поддержка. Новая система будет непривычной для всех слоёв, поэтому люди ЭДМ будут работать на всех уровнях, обеспечивая должное структурирование и функционирование всех общественных институтов.
Открытие новых горизонтов. Следует заметить, что далеко не всегда исследования "Мыслителя" могут иметь явную пользу для общества, но в любом случае, поскольку работа человека ЭДМ заключается в расширении рамок сознания, она необходима человечеству.
3.12 Противодействия слоя ЭДМ
Идеологическая борьба.
Уход от мира, отшельничество (асоциальность, аутизм).
4. модель социогенеза
Всех людей можно представить в виде абстрактных объёмных сферических моделей с ядром, состоящим из твёрдой материи с градиентом плотности вещества от центра к периферии, и внешними полями сопряжения и осознания. Естественно, как и любая модель, эта тоже ограничена определёнными рамками, и за их пределами её использование становится неправомерным. Т. е. нельзя таким способом представить отдельного индивида, со всеми его личностными характеристиками (хотя можно и попробовать). Модель показывает среднюю личность определённого уровня развития.
Вот усреднённые двумерные модели людей ЭПМ, ЭА, ЭС и ЭДМ (рис. 6).
 Рассмотрим некоего человека ЭДМ. Он же не сразу станет высокоразвитой личностью, ему нужно расти, взрослеть и развиваться. Только к 30-50 годам он обретёт законченную форму. Для начала представим, что он родился "точкой". По мере развития такой "точки" у неё образуются несколько зон (сфер). Вот довольно условное подразделение: сфера тела, сфера физического взаимодействия, сфера сопряжения (коммуникативная) и сфера разума. Для их описания можно применить некоторые материальные свойства: гибкость, твёрдость, упругость, мягкость, взаимопроницаемость, способность сохранять форму, растягиваться и сжиматься. Все эти свойства вполне подходят для математического описания и компьютерного моделирования. Именно на основе данных качеств обеспечивается функционирование модели социогенеза, ведь становится наглядно видно, где и как деформируются сферы физического взаимодействия, где сфера тела подвергается повышенным нагрузкам, куда направлены сферы сопряжения при терактах и как этим пользуются власти и т. д. Также становятся понятными стремления людей разного уровня, и если они не удовлетворяются, то как и где возникает напряжение.
Первая сфера ("каменная") включает в себя тело и изначально заложенные личностные характеристики. Эта сфера сохраняется в самых невыносимых условиях и позволяет человеку оставаться человеком. Если же она подвергается чрезмерному воздействию, то человек "ломается" и либо погибает, либо превращается в зомби. В модель также закладываются физиологические свойства и потребности тела.
Сфера физического взаимодействия ("резина") уже значительно больше, и содержит в себе практически всю видимую, материальную жизнь обычного человека, а также способность к физическому труду. Она способна деформироваться под действием "поля сопряжения" и влиянием окружающей среды.
Сфера сопряжения ("поле сопряжения") определяет коммуникативные свойства индивида и отвечает за его социализацию. Как правило, структура этой сферы неоднородна и вариативна. Свойства поля определяются характером человека, образованием, воздействием соседних полей и внешней среды.
Сфера разума содержит в себе все устойчивые высокие мысли человека, его постоянные интересы и планы. Она напоминает "воздух".
Для каждого уровня создаются модели, как я уже упоминал, всего их 12. Плюс добавляются четыре вариации характера для каждой ("мягкий", "гибкий", "жёсткий" и "упругий"). Затем эти личностные модели образуют модель социогенеза. Можно представить это так: в ограниченный сектор с особыми характеристиками среды "насыпаем" шарики - личностные модели. Свойства среды определяются гравитационными эффекторами. Сила гравитации используется в модели как основа действия. Притяжением обладают низ, верх, стенки, большие массы народа. Кроме того, вводятся гравитационные эффекторы разного вида, моделирующие как различные преходящие события реальной жизни, так и статичные социальные и государственные институты (органы госвласти, армия, правоохранители, образование, медицина и т. п.). Например, в случае резонансного теракта, в модели в нужном слое ставится яркая точка с сильным гравитационным потенциалом, действующим на поля сопряжения. В результате данные поля множества шариков будут вытянуты к точке, на бытовом уровне можно сказать, что интерес к происшествию максимален, всё внимание направлено на него, и, как следствие, ослабляется внимание ко всему прочему. Так частенько действуют власти, когда им нужно незаметно провести какое-либо решение.
Как только модель составлена, сразу же появляются эффекты, без труда узнаваемые в реальном мире. "Тяжёлые" шарики составляют нижний слой, более "лёгкие" всплывают и активно взаимодействуют с коллегами из других сообществ. Так образуются четыре слоя общества.
5. Описание схем психики человека
5.1 Описание структурной схемы
Общая структурная схема представляет собой условное изображение составляющих частей психики человека в виде совокупности слоёв (рис. 7). Слои содержат изображения фигур, символизирующих обрабатывающие и управляющие программы и подпрограммы.

Слой подсознания называется так потому, что выдаёт ощущения, эмоции, чувства в невербальной форме и делится на два самостоятельных подслоя - "Подсознание-1" и "Подсознание-2".
В рамках данной работы "Подсознание-1" рассматривается как единый функциональный блок, без разбиения на составляющие. "Подсознание-1" отвечает за функционирование физиологических систем организма, за обработку и первичную оценку информации от органов чувств, содержит программы условных и безусловных рефлексов, а также программы физических действий и реакций. В процессе эволюции организмов оно сформировано первым и определяет существование всех животных, от пресмыкающихся до высших млекопитающих. Физиологически ему соответствуют: "Спинной мозг", "Ромбовидный (задний) мозг", и "Средний мозг". У человека "Подсознание-1" выдаёт следующие чувства и эмоции: весь спектр физиологических удовольствий или страданий, а также сигналы, мотивирующие удовлетворение своих потребностей и избегания опасностей.
"Подсознание-2", это блок примитивной социализации, возникший в процессе эволюции у высших животных. Физиологически ему соответствует "Конечный мозг". В этом подслое подсознания содержатся и формируются программы и подпрограммы общественного поведения. У человека "Подсознание-2" отвечает за интерпретацию поступающей информации с позиции укрепления или ослабления социального статуса, вырабатывает стимулирующие сигналы для сохранения и повышения своей значимости. "Подсознание-2" выдаёт следующие чувства и эмоции: стыд, справедливость, ощущение правильности или неправильности занимаемого в социуме места, удовлетворение при повышении статуса и огорчение при понижении.
"Подсознание-1" и "Подсознание-2" обладают своей памятью, которая фиксирует события, реакцию на них и возникающие ощущения.
Слой сознания делится на три подслоя - "Предсознание", собственно "Сознание" и "Надсознание". Физиологически оно так же относится к "Конечному мозгу".
"Предсознание" содержит в себе память, программу вербализации, а также множество алгоритмов решения разнообразных проблем и программы действий и реакций на знакомые события. Оно обрабатывает всю поступающую информацию извне, прошедшую фильтр слоёв подсознания, вербализирует возникающие в них ощущения, выбирает варианты реакций по сигналам от подсознания и "Сознания". Осуществляет подготовку и запись программ как в своём блоке, так и в блоках подсознания.
"Сознание", это блок решения возникающих задач. Оно вырабатывает алгоритмы оптимального поведения, пользуясь памятью и ранее подготовленными программами, функционально относящимися к "Предсознанию". Спектр решаемых задач расширяется по мере развития человека. От сфокусированности на "Подсознании-1" (ЭПМ), до размышлений о мироздании (ЭДМ). Принято считать, что физиологически оно относится к левому полушарию, отвечающему за абстрактное мышление и логику. Функционально "Сознание" отвечает за тактику решения задач, тогда как "Надсознание" определяет стратегию.
"Надсознание", это блок образного, интегрального восприятия. Также оно вырабатывает управляющие сигналы интереса для обработки "Сознанием", формирует жизненную стратегию человека. "Надсознание" напрямую связано со "Сверхсознанием" и служит своего рода передаточным звеном, редуктором, преобразующим высшие чувственные посылы в конкретные сигналы. "Надсознание" выдаёт высшие эмоции: честь, совесть, ответственность, гордость, любовь, дружба, высшая справедливость, ощущение правильности или неправильности жизненного пути. Физиологически, по общепринятым представлениям, относится к правому полушарию.
"Сверхсознание", это то, что принято называть душой человека. Именно "Сверхсознание" развивается по мере продвижения от ЭПМ к ЭДМ. В нём в латентной форме находятся и базовые свойства личности, и опыт прожитых жизней. "Сверхсознание" выдаёт неощутимые непосредственно управляющие сигналы, которые преобразуются "Надсознанием" в высшие эмоции. К какому отделу мозга относится физиологически - неизвестно.
Вышесказанное можно проиллюстрировать функциональной блок-схемой психики человека. (рис. 8)

Условные обозначения:
--
Овал с надписью "Внешняя среда" - физически ощущаемый мир и социум.
--
Большой прямоугольник, обозначенный пунктирной линией с надписью внутри "Человек" - собственно человек, со всеми его функциональными структурами.
--
Прямоугольники с надписями внутри - функциональные блоки.
--
Толстые полые стрелки - совокупность разнородных сигналов.
--
Тонкие сплошные стрелки - однородные сигналы.
--
Большой знак вопроса - нечто трансцендентное, непознаваемое, с чем имеет связь "Сверхсознание".
5.2 Описание функциональной схемы психики человека
Под воздействием внешней среды органы чувств вырабатывают сигналы, которые поступают в блок первичной обработки. Там они преобразуются во внутренне понятную информацию, оцениваются с точки зрения непосредственной опасности, полезности или нейтральности, соответственно чувственно "окрашиваются" и передаются на следующие блоки. При наличии сильных и/или резких сигналов, требующих немедленной реакции, в дело тут же вступает блок реагирования. Если прямой опасности нет, то информация передаётся в блоки интерпретации ("Подсознание-2") и "Сознания".
"Подсознание-2" оценивает информацию с точки зрения её влияния на социальный статус. Причём вербальная информация сначала преобразуется в понятную форму "Предсознанием" (блок "Сознания"). В зависимости от результатов интерпретации, сигналы так же эмоционально "окрашиваются", и поступают в блоки реагирования и "Сознания".
Если требующая реагирования информация имеет шаблоны реакций, то собственно "Сознание" не задействуется, пребывает в пассивном состоянии или занимается своими делами - решает другие задачи. Если же реакция требуется, а шаблонов нет, то всё равно делаются попытки использовать готовые шаблоны методом незначительной подгонки или более серьёзной модификации. И только в том случае, когда ни одним из способов не удалось достичь приемлемого результата, в дело в полную силу вступает "Сознание", вырабатывает алгоритм решения и прямые команды поступают в блок реакции. Если результат удовлетворительный, то найденный алгоритм записывается в виде программы в соответствующий блок. Если же нет, то продолжается поиск решения.
Блок реакции преобразует управляющие сигналы, поступившие от других блоков, в набор непосредственных команд, идущих к мышцам. Он включает в себя управление всеми двигательными и коммуникативными ресурсами организма (движения конечностей и всего тела, мимика, речь), включёнными в блок "Органы действия".
Эффективность и адекватность реагирования определяется обратной связью между блоками первичной обработки и органами действия, проходящей через внешнюю среду.
Вся совокупность сигналов, весь жизненный опыт преобразуется в "Надсознании" и поступает в "Сверхсознание". Там она накапливается, обрабатывается и хранится в виде обобщённого личностного опыта на протяжении всех циклов земных жизней. Обратно идёт информация в виде сигналов, формирующих интерес человека к тем, или иным потокам информации и действиям. Можно сказать, что "Сверхсознание" управляет прогрессом человека во всех его воплощениях с целью накопления разностороннего опыта и формирования некой сверх-личности. Такая аналогия: игрок управляет своим компьютерным героем, тот выполняет какие-то действия в виртуальном мире и получает опыт. Какой-то опыт нужен только в том мире (в виде "прокачки" качеств компгероя), но какой-то служит развитию самого игрока.
В зависимости от важности, все управляющие сигналы ранжируются и получают ту, или иную степень приоритетности выполнения. Так, очень голодный человек будет прилагать все силы для поиска пищи, оставив без внимания прочие потребности, но если перед ним стоит более внутренне важная цель (например, вовремя доставить пакет в штаб), то выполняться будет именно она.
5.3 Свойства "Подсознания-1" (Первичная обработка информации)
--
Настраиваемый фильтр фоновых сигналов. Сильный, но постоянный шум не воспринимается.
--
Реакция на резкие изменения сигналов и игнорирование плавных.
--
Предварительная оценка сигналов: опасность, полезность, нейтральность.
--
Привыкание к резким, но однотипным сигналам. Например, выстрелы в тире постепенно начинают восприниматься как фон.
--
Прямое, линейное прогнозирование развития ситуации.
--
Прогнозирование ситуации по заранее подготовленным шаблонам.
--
Оценка адекватности реакции.
--
При превышении входящим сигналом критического уровня, может выдать неадекватный ответ.
--
Формирование чувств, ощущений физиологического состояния.
--
Восприятие из внешней среды скрытых сигналов, предвещающих опасность.
5.4 Свойства "Подсознания-1" (реакции)
--
Однотипные сигналы вызывают однотипные реакции при отсутствии набора шаблонов.
--
Безусловные рефлексы почти не поддаются коррекции, но частично могут управляться "Подсознанием-2" и "Сознанием".
--
Некоторые условные рефлексы и шаблоны реагирования вырабатываются под контролем "Подсознания-2" и "Сознания".
--
Выработка рефлексов и шаблонов происходит при многократном повторении внешних сигналов и/или команд "Подсознания-2" и "Сознания".
--
Выбор способов реагирования, при наличии подготовленных шаблонов, осуществляется под воздействием обратной связи с блоком первичной обработки.
--
Уровень адекватности ответа определяется также обратной связью.
--
При неадекватной оценке критических сигналов, возникает острое реактивное состояние.
5.5 Свойства "Подсознания-2"
--
Любая информация интерпретируется с точки зрения влияния на социальный статус.
--
Любое действие человека также интерпретируется с той же точки зрения, и, при необходимости, компенсируется. Например, если человеку нужно совершить нечто, не соответствующее его статусу, то, в качестве компенсаторной реакции, он будет смеяться. Так он как бы оправдывается перед окружающими за своё несолидное поведение.
--
Программы и подпрограммы социализации формируются, в основном, в детстве.
--
В зависимости от Этапа развития, значимость блока меняется. Так, на ЭПМ программы блока имеют важнейшее значение, будучи сформированными в детстве, они императивно определяют поведение человека всю жизнь. На ЭА программы блока модифицируются в течение всей жизни и имеют хотя и высокий статус, но не императивный. На ЭС они подстраиваются под решение тех, или иных задач "Сознанием", вырабатывается харизма (некая внутренняя сила, подчиняющая себе окружающих). На ЭДМ программы социализации либо вовсе атрофируются, либо играют вспомогательную роль для физиологической жизнедеятельности индивида.
--
Блок имеет возможность ощущать личностную силу (харизму) или слабость окружающих, и демонстрировать свои идентификаторы силы невербальными способами.
|
| | |